Торговый центр на Трубной площади, д. 2
Все для жизни в центре Москвы Все для жизни в центре Москвы
Торговый центр на Трубной площади, д. 2
Трубная площадь, 2
10:00 – 22:00 Каждый день
Торговый центр на Трубной площади
15 лет в ритме деловой жизни
Торговый центр Неглинная
на Трубной площади

Район Трубной глазами писателей

11 минут
11 мая 2022
1512
86

Гиляровский как первый диггер, Высоцкий в бесконечной очереди, адский трактир и студенческие пьянки Чехова — собрали воспоминания писателей о жизни в районе Трубной.

Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»

В 1881 году Владимир Гиляровский поселился в Москве и устроился работать в театр. Однако вскоре он решил посвятить себя литературе и журналистике: печатался во многих газетах и журналах, проводил настоящие расследования, участвовал в международных разоблачениях. Так за несколько лет Гиляровский из обычного репортера превратился в знатока московских нравов.

О нравах, быте и традициях Москвы второй половины XIX — начала XX столетия Владимир Гиляровский рассказал в книге «Москва и Москвичи».

Району Трубной площади писатель посвятил отдельную главу, которая так и называется — «На Трубе». Рассказал он о Сандунах, где «бывала вся пушкинская и грибоедовская Москва», о «лихих тройках Ечкина», что «гремя бубенцами несли веселые компании за заставу», о ресторане «Эрмитаж», который потрясал впервые попавших туда гостей «белоколонными залами, отдельными кабинетами, зеркалами, люстрами».

Вездесущий «король репортеров» Владимир Гиляровский успел побывать и в аду.

#SUBSCRIBE_FORM#

В XX веке лучше было не оказываться на Трубной площади ночью. Все потому, что здесь размещался один из самых криминальных кабаков того времени «Крым», в народе известный как подвал «Ад».

Открытка начала XX века с видом на Трубную площадь
Открытка начала XX века с видом на Трубную площадь

На верхних этажах располагались «нумера» с проститутками — это был «рай». В полуподвале, собственно, «ад»: дешевый, темный и смрадный трактир, где прогуливали краденое мелкие воришки и «коты» — сутенеры и грабители. Но самым жутким был нижний уровень — его называли «треисподняя». Вот как описывал это место Владимир Гиляровский.

« “Треисподняя” состояла из коридоров, по обеим сторонам которых были большие каморки, известные под названием “адских кузниц” и “чертовых мельниц”. Здесь тогдашние воровские “авторитеты” — “иваны” и “болдохи” — играли в карты на свою добычу, иногда ценою в тысячи рублей. <...> Круглые сутки в маленьких каморках делалось дело: то “тырбанка сламу”, то есть дележ награбленного и его продажа, то исполнение заказов по фальшивым паспортам особыми спецами...»

Прикрыли это злачное заведение в 1899 году, а в его помещении организовали Сретенский народный дом. Сейчас здесь бизнес-центр «Легенда Цветного» с рестораном Probka и кофейней Max Brenner.

Отдельной главы в книге Гиляровского удостоилась и река Неглинка, точнее, ее бурный нрав. В 1817-1819 годах Неглинка стала первой речкой в Москве, заключенной в коллектор. Однако построенный для реки тоннель оказался недостаточно продуманным: повсюду имелись колена и повороты, в которые попадал мусор, мешая свободному току воды. К концу XIX века засоры были настолько велики, что река начала снова заливать весь центр, поднимаясь из коллектора наружу. Первым, кто привлек к проблеме внимание городских властей, стал как раз Владимир Гиляровский. Возможно поэтому его часто называют первым диггером — так в конце XX столетия прозвали тех, кто изучает старинные подземные сооружения.

Наводнение на Неглинной улице
Наводнение на Неглинной улице

В книге «Москва и москвичи» Гиляровский вспоминает знакомство с подземной речкой так: «Мы пошли вперед по глубокой воде, обходя по временам водопады стоков с улиц, гудевшие под ногами. Вдруг страшный грохот, будто от рушащихся зданий, заставил меня вздрогнуть. Это над нами проехала телега».

В спрятанную под землей реку писатель входил не единожды и затем рассказывал о состоянии коллектора в заметках для московских газет. Статьи наделали много шума, после чего городская дума наконец взялась за очистку и переустройство подземного канала. К 1886 году эти работы были успешно завершены, и Гиляровский лично проинспектировал коммуникации.

Антон Чехов «В Москве на Трубной площади» и фельетоны

География чеховских мест в Москве весьма обширна и насчитывает более 70 адресов. Среди улиц, связанных с именем писателя, в том числе и Трубная.

В 1840 году на Трубную площадь перенесли птичий рынок. Собачий лай, кукареканье и хрюканье, крики зазывал, гул толпы и разудалый свист мальчишек — таким торг на Трубной застал бы каждый, кому довелось оказаться там воскресным днем. Среди них был и молодой Антон Чехов.

Птичий рынок на Трубной площади, 1900-1919 гг
Птичий рынок на Трубной площади, 1900-1919 гг

Увиденное настолько впечатлило двадцатитрехлетнего литератора, что он посвятил птичьему рынку отдельный рассказ «В Москве на Трубой площади», написанный в 1883 году. Подписал его будущий классик псевдонимом Антоша Чехонте.

Этот рассказ по сути — превосходный авторский репортаж, исполненный особого чеховского юмора и необыкновенной теплоты.

«По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Все это прыгает в плохих, самоделковых клетках, поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет. <...> Около птиц толкутся, шлепая по грязи, гимназисты, мастеровые, молодые люди в модных пальто, любители в донельзя поношенных шапках, в подсученных, истрепанных, точно мышами изъеденных брюках. Юнцам и мастеровым продают самок за самцов, молодых за старых.<...>

<...> Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы видите зайцев, кроликов, ежей, морских свинок, хорьков. Сидит заяц и с горя солому жует. Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику. <...>

<...> И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют»

Бывал Чехов и в знаменитом ресторане «Эрмитаж», что располагался на углу Неглинной и Петровского бульвара. Здесь обедала московская интеллигенция, отмечали юбилеи Тургенев и Достоевский, пели Собинов и Шаляпин.

Ресторан «Эрмитаж», 1860–1917 годы
Ресторан «Эрмитаж», 1860–1917 годы

Обычно в «Эрмитаже» справляли и Татьянин день — день основания Московского Императорского университета. Вот что писал об этом Чехов в фельетоне для журнала «Осколки».

«Татьянин день — это такой день, в который разрешается напиваться до положения риз даже невинным младенцам и классным дамам. В этом году было выпито все, кроме Москвы-реки, которая избегла злой участи, благодаря только тому обстоятельству, что она замерзла. <...> В Патрикеевском, Большом московском, в Татарском и прочих злачных местах выпито было столько, что дрожали стекла, а в «Эрмитаже», где каждое 12 января, пользуясь подшефейным состоянием обедающих, кормят завалящей чепухой и трупным ядом, происходило целое землетрясение. Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкая жарили «Gaudeamus», горла надрывались и хрипли… Тройки и лихачи всю ночь не переставая летали от Москвы к «Яру», от «Яра» в «Стрельну», из «Стрельны» в «Ливадию». Было так весело, что один студиоз от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают натрускинские стерляди»

Сейчас на месте ресторана «Эрмитаж» находится театр «Школа современной пьесы».

Людмила Гурченко «Больше такого нет»

В 1951 году в здании по адресу Неглинная, 29, где раньше был «Эрмитаж» открылся новый ресторан — «Узбекистан». В советские времена попасть туда можно было разве что по блату, а всем остальным чтобы поужинать приходилось занимать очередь с самого утра.

Ресторан «Узбекистан», 1970-е годы
Ресторан «Узбекистан», 1970-е годы

Вот что написала о посещении ресторана «Узбекистан» Людмила Гурченко в своих мемуарах.

«В то лето 1966 года Володя Высоцкий, Сева Абдулов и я с дочкой Машей оказались однажды в очереди ресторана «Узбекистан». Стояли мы бесконечно. Перед нами все проходили и проходили какие-то люди в черных костюмах. Это было время, когда после «Карнавальной ночи» меня уже на улицах не узнавали, а Володю еще не знали в лицо. Фильмы, фотографии его были впереди. Он вел себя спокойно. Я же нервничала, дергалась: «Ужас, а? Хамство! Правда, Володя? Мы стоим, а они уже, смотри! Вот интересно, кто они?». Потом мы ели во дворике «Узбекистана» разные вкусные блюда. <...>

Через несколько дней Володя мне спел:

А люди все роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
"Мы в очереди первые стояли,
А те, кто сзади нас, - уже едят..." »

В 1997 году «Узбекистан» перешел в руки молодого ресторатора Аркадия Новикова. Заведение так и оставалось местом для встречи авторитетов, здесь даже появилась специальная комната для охраны, сопровождающей важных гостей — существует она и до сих пор. А еще в «Узбекистане» бывал Владимир Путин и снимали несколько серий «Бригады».

Получайте часы парковки
за покупки в новом
приложении ТЦ Неглинная!
Оцените статью
Опубликовано:
11 мая 2022
Просмотров:
1512
Подписка на статьи
Подпись с политикой конфиденциальности. Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете условия обработки персональных данных